Жизнь это своего рода игра. Задумана так себе, зато графика просто обалденная. (с) В.Панов
Оригинал взят у в Castle: An Interview with Robert Duncan - Part 1

"Касл": Интервью с композитором Робертом Дунканом

Итак, обещанный перевод интервью, оригинал здесь. Брала его фанатка сериала, и это явно чувствуется в характере вопросов и тоне самой беседы, но в любом случае, оно мне показалось в ряде мест довольно интересным.
читать дальшеВ популярном детективном сериале «Касл» на канале АВС Натан Филлион в роли писателя Ричарда Касла и Стана Катик в роли детектива Кейт Бекетт составляют один из ведущих телевизионных дуэтов по борьбе с преступностью. И в течение всех пяти сезонов композитор Роберт Дункан пишет музыку к каждой серии этого шоу, которое выходит на экраны вечером по понедельникам. Все это время Дункан продолжает покорять зрителей своей музыкальной магией, которая придает особое настроение трогательным сценам на протяжении сериала.
Для тех из вас, кто не в курсе: Касл и Бекетт в настоящий момент находятся в отношениях, которые бурно начались в финале прошлого сезона под волнующую мелодию Дункана “I Just Want You” («Все, чего я хочу – это ты»
. Поклонники, благополучно пережив сердечные приступы, в течение нынешнего сезона медленно возвращаются к жизни, наблюдая за развитием этого романа (ну, и за преступностью в Нью-Йорке, поскольку это все-таки, как-никак, полицейский сериал&hellip
Можете ли вы рассказать нам своими словами, чем именно вы занимаетесь и как начали работать в «Касле»?
Я композитор. Я начал писать музыку еще в старших классах школы, и тогда же решил сделать это своей профессией. Я уехал учиться на музыканта в университет Йорк в Торонто. Где-то лет через пять после его окончания я решил пройти стажировку у некоторых канадских композиторов, и это был для меня очень ценный опыт, поскольку до этого я практически не представлял себе, как и чем именно зарабатывают на жизнь те, кто пишет музыку. И хотя я начинал буквально с того, что поливал им цветы, я все равно имел возможность наблюдать, как и где они получают работу, как выстраивают свой рабочий график… Потом я принял решение переехать в Лос Анджелес. Это было в 2001 году. Здесь я сперва тоже поработал на подхвате у парочки композиторов, а потом мне досталась моя первая самостоятельная работа, в сериале «Баффи, истребительница вампиров». Меня наняли писать музыку к 7-му сезону. До этого мне случалось писать музыку к отдельным сериям, но никогда еще не доводилось работать самостоятельно над целым сезоном. Что было здорово в «Баффи», так это то, что сериал этот уже действовал как хорошо смазанный механизм. Мне просто оставалось наблюдать и учиться у людей вокруг меня тому, как делать свою работу наилучшим образом. С «Баффи» начались мои отношения с компанией «20-й век Фокс», которая продюсировала этот сериал. Так что это я сочинял музыкальный фон к тому дьявольскому священнику, которого играл в «Баффи» Натан Филлион, и мне было очень приятно снова увидеть его лицо на экране, когда появился «Касл». А с «Каслом» получилось так, что музыкальный отдел канала АВС был уже знаком с моими предыдущими работами, и они предложили мою кандидатуру в качестве хорошего варианта продюсеру Лори Закс и создателю сериала Эндрю Марлоу, когда шоу было еще на стадии создания пилотной серии.
А оказывают ли актеры какое-либо влияние на то, какой получается музыка?
Нет, тут у каждого своя сфера деятельности и они сильно разделены, особенно на телевидении. Все происходит очень быстро. Пока один режиссер снимает одну серию, другой режиссер уже готовится к съемкам следующей. Отснятый материал поступает в отдел пост-продакшн, и это тоже свой отдельный, особый мир. А отдел производства тем временем продолжает снимать. То есть, все заняты своим участком работы. Единственные люди, которые пересекают все эти границы и общаются со всеми отделами – это продюсеры. Они несут ответственность за весь сериал в целом. От них мне и поступают указания и пожелания. А сам я на съемочной площадке бываю очень редко. Хотя вот сегодня я там как раз побывал, на праздновании 100-й серии.
Я это видела! Как все прошло?
Это было замечательно. Я бываю в тех краях каждую неделю на координационных совещаниях – где я встречаюсь с режиссером очередной серии и продюсерами, иногда к нам присоединяется еще и сценарист, а также с музыкальным редактором, начальником музыкального отдела и редактором. На этих встречах мы обсуждаем, как будут смонтированы сцены, где нужно музыкальное сопровождение и какое, где музыка будет начинаться и где заканчиваться, и т.д. – но все равно очень приятно было прогуляться по собственно 12-му участку. Исполнительным продюсером «Касла» является Роб Боуман, он же еще и режиссер большого числа «важных»
эпизодов.
У них, похоже, тесно сплоченная команда: Роб Боуман, Эндрю Марлоу и Терри Миллер. Фаны их очень любят.
Да, правильно. Терри, правда, в этом сезоне почти не писала. Она взяла что-то вроде тайм-аута. Но она стала соавтором Эндрю на 100-ю серию.
Как вы работали над композицией «I Just Want You»? Вы с самого начала знали, что хотите в этой сцене именно такую мелодию?
Сцене очень тяжело существовать без музыки. Когда мы монтируем такой сериал, как «Касл», редактор всегда накладывает на изображение «временную» музыку – это обычно либо отрывки из моих прежних композиций, либо музыка из фильмов. Прежде, чем я начну сочинять музыку к серии, я должен дождаться окончания монтажа, чтобы увидеть, как эта серия в окончательном виде будет выглядеть на экране. Интересно, что в сцене поцелуя редактор пустил временным фоном ту музыку, которую я написал для сцены гибели Монтгомери в самолетном ангаре. Вместо того, чтобы наложить на эту сцену какую-нибудь милую романтичную мелодию, они выбрали музыку, в которой звучала драма и выстрелы. И я тогда задумался над этим, и мне показалось любопытным, что они
взглянули на эту сцену именно под таким углом. Он больше говорил об энергии и драйве. Музыка, которую я написал для смерти Монтгомери, должна была быть мощной и очень эмоциональной, но в ней совсем не было позитива. И это очень интересный момент, потому что, когда я увидел, как они целуются под ту музыку, под которую умирал Монтгомери, Кейт показалась мне почти агрессивной. Когда она появилась у него на пороге, она выглядела, словно животное, которое вот-вот на него набросится – в негативном смысле. И это было очень странное ощущение, но оно подсказало мне, что в этой сцене они хотели бы в некоторой степени передать энергию первобытной, животной страсти. И я с удовольствием признаю, что из всех композиций, которые я написал для «Касла», эта мелодия потребовала от меня, пожалуй, наименьших усилий, она родилась очень непринужденно. Я отослал ее им, и она им понравилась. Мне даже не понадобилась вторая редакция, не потребовалось вносить никаких поправок, что просто чудо для такой сцены, как эта.
Интересно. Знаете, до того, как Касл и Бекетт стали парой, мне всегда казалось, что им подойдет что-нибудь вроде песни “Power” Канье Уэста. Не в плане слов, но в плане музыкального фона.
В ней чувствуется нужный «нерв», да. Мне тоже нравится эта песня, она замечательная. Ее использовали в трейлере сериала, над которым я работал, под названием The Chicago Code.
Теперь я просто не могу себе представить никакой другой музыки в этой сцене. Вы еще как-то говорили, что вы сочинили эту музыкальную тему во время работы над серией “Always”. А можем ли мы услышать какие-то ее вариации в других сериях? Или она полностью новая и появилась только в Always”?
Нет, она не полностью новая. Еще с пилота продюсеры считали, что одним из главных музыкальных инструментов для Бекетт должно стать фортепьяно, так как в нем чувствуется классика, утонченность и стиль. Инструменты Касла – африканские керамические барабаны, или мандолина – когда Касл попадает в очередную переделку. То есть, его инструменты немного причудливые, странные. Так развивались и их музыкальные темы. Так что музыка эта не возникла ниоткуда. У Бекетт и раньше была фортепьянная тема, которую я назвал бы родственной той мелодии, которая прозвучала в “Always”. Когда Касл начал расследование дела матери Бекетт, в одной из ее тем появилась эта нерешительная, повторяющаяся фортепьянная нота. И когда я написал музыку к сцене поцелуя, Эндрю сказал мне, что ему очень понравилось возникшее у него ощущение, будто я подвел итоги прошлому Бекетт и одновременно вывел его на новую территорию. В этой музыке сохранилось то, что составляло сущность ее персонажа, и что привело ее к этому порогу.
Мы еще услышим эту тему в будущих сериях?
Да. Непременно. Это их тема. И мне она не надоедает.
Я не уверена, что она хоть кому-то надоедает. А у других героев есть свои темы, может, у каких-то второстепенных персонажей?
Не у всех есть своя особая мелодия. Иногда Эндрю говорит мне: «О, вот этот инструмент как раз подходит для этого персонажа», или что-нибудь в этом роде. Для Алексис, я бы сказал, у нас преобладает фортепьяно. А вот у Марты нет какого-то специфического инструмента. В темах для Райана и Эспозито я часто использую электропиано. Но это не тот сериал, где каждого героя сопровождает своя конкретная тема. Музыка звучит общим фоном, но иногда для каких-то персонажей определенные инструменты кажутся наиболее подходящими.
По поводу “I Just Want You,” на Ютубе ходит клип с выдранной из него музыкальной дорожкой, то есть там можно услышать только актеров, играющих эту сцену – их дыхание, звуки поцелуев. И у меня возникло неловкое ощущение, будто я подглядываю за ними как за реальными людьми, а не смотрю телевизионное шоу.
Даже на этапе монтажа редакторы монтажа сразу чувствуют, какие сцены не имеет смысла пускать без музыки. Некоторые сериалы обходятся совсем без музыки, а в некоторых музыкальный фон звучит практически постоянно. В «Касле» музыки очень много, но она не звучит непрерывно, с первой минуты до последней. Они придерживаются определенной формулы. Сериал без рекламы длится 42 минуты. На наших координационных совещаниях продюсеры всегда спрашивают у меня, какой длины саундтрек я планирую написать для того или иного эпизода, по времени. Обычно музыкальное сопровождение, которое длится дольше 32-33 минут, считается уже излишне долгим. И если во время финального прогона серии – уже непосредственно перед показом ее в эфире – они чувствуют, что музыки в ней слишком много, то могут часть просто убрать.
Я знаю, что в некоторых сериалах, таких, как «Американская история ужасов» или «Аббатство Даунтон» музыка играет огромную роль, почти как еще один персонаж.

Мне кажется, вторая половина этого сезона обещает быть замечательной. И я подозреваю, что мы доберемся до 100-й серии, а потом начнется такое, что все станут с ума сходить!
Верно. Пока что это мой любимый сезон. Мне кажется, они все сейчас в превосходной форме – и сценаристы, и режиссеры. Все.
И мне думается, что фаны откликаются на это своей активностью в голосованиях, к примеру, на том же «Пиплз Чойс». Мы стали свидетелями того, как этот «маленький сериал, который смог», совершил настоящий прорыв.
Да, у меня тоже такое ощущение, что это «маленький сериал, который смог». Когда я смотрел пилот, то не был уверен, в каком направлении он будет развиваться дальше. И я отдаю должное Эндрю и Робу за то, как уверенно они встали у руля, ну и АВС. Там было много разных факторов, сыгравших свою роль. Но я побывал на многих сериалах, которые просуществовали только 13 серий или только один полный сезон, и потом были закрыты. Так что я действительно очень счастлив видеть, как этот сериал продолжает свою жизнь.


В начале нашего разговора вы сказали, что вы существуете в своем мире, а актеры – в своем. Но вы с ними как-то общаетесь на темы музыкального сопровождения?
Была пара-тройка случаев, когда я работал напрямую с актерами. Первое, что я сделал после пилотной серии, – написал песню для Касла. Она была очень похожа на его «супергеройскую» тему (подумайте, фаны – «Па-на-на-на-на-на» вам ничего не напоминает?). И одним моих самых любимых моментов был тот, когда мне довелось оркестрировать партию Касла, который пел под этот мотив. Примерно в это же время я пытался определить, какой будет главная тема «Касла» как сериала. Для пилота у меня не было открывающей мелодии – многие пилотные серии еще не имеют своей постоянной темы. И одной из моих идей было заставить Натана Филлиона спеть песню под открывающие титры. Но, как выразился Роб Боуман, Касл может опошлить все что угодно. Так что я решил, что он будет просто подпевать мелодии, ну, знаете, в стиле «бум-чакалака». И когда я принес этим этот вариант, то сказал: «Либо он вам очень понравится, либо не понравится категорически». И оказалось, что он им понравился. Но в итоге он не понравился АВС, так что его так и не утвердили. Но я записал его с Натаном. Я также немного поработал с Мартой (Сьюзан Салливан). Она пела песню в одной из первых серий, и я работал с ней по телефону, потому что на тот момент они еще снимали в Нью-Йорке, а не в Лос Анджелесе.
А что насчет «Голубой бабочки»? Моей бабушке 87 лет, и она сказала, что это было самое реалистичное изображение 40-х годов, которое она видела.
Я прослушал много музыки к старым кинофильмам и провел кое-какие исследования. Если говорить о тогдашней музыкальной моде, мне нужно было войти в этот стиль. Они тогда действительно знали, как делать драматичную музыку эффектной и насыщенной.
Особенно в финале.
Точно. В самом последнем кадре всегда нагонялся определенный драматизм. Кстати, я там тоже появляюсь, в этой серии. Они сделали из меня музыканта за фортепьяно. Помнится, я пришел в тот ночной клуб, где мы снимали, в 4 вечера, а закончились съемки в 4:30 утра. Так что это был тот еще опыт. И было очень интересно окунуться в тот мир. Я-то обычно подключаюсь уже на этапе пост-продакшн. Продюсеры и режиссеры говорят мне, когда наблюдают, как я накладываю звук, что я выстраиваю музыку так же, как они выстраивают картинку – по частям.
А это вы работали с Тамалой Джонс, когда она записывала для этой серии песню «Приходит любовь»?
Да, я. Мы записали ее в ближайшей студии.
Я читала, что она очень нервничала, но спела она прекрасно.
Она замечательная. Интересно было наблюдать за кем-то, кто так естественно чувствует себя перед камерой, и так нервничает, оказавшись в студии. Со мной было то же самое: я был в легком ужасе. Мне сперва казалось, что мне просто нужно будет склонить голову вниз и сделать вид, что я играю. Но когда я пришел на съемочную площадку, то увидел, что они устанавливают камеры так, чтобы взять крупным планом мои пальцы. И вот тут у меня сердце и заколотилось. То есть, я знал, что мне нужно выучить эту пьесу, но теперь мне надо было выучить ее по-настоящему хорошо. Но в итоге все получилось нормально. Я был в кадре всего несколько секунд в самом начале серии и еще в одном моменте.

И вам пришлось надеть костюм?
Они мне еще и волосы подстригли. Выбрили с боков. Зачесали их назад с бриолином. Я просил сделать меня несколько более крутым, но не тут-то было...
А есть ли еще какие-то особенные серии, которые по каким-то причинам вам запомнились?
Работать в этом сериале – такое удовольствие, и в том числе еще и потому, что в нем есть разнообразие. И я понятия не имею, будет ли очередная серия легкой или серьезной. Иногда в нем попадаются сюжеты эпического, кинематографического размаха.
Наша следующая серия будет оммажем к фильмам ужасов. Там будет «проклятый DVD».
Значит, моя следующая рабочая встреча будет по поводу ужастика. Последнее, над чем я работал – это та серия, которую вы видели последней.
Да? А мы уже видели превью следующей.
У меня всегда появляется такое странное ощущение под ложечкой, когда я еще и близко не закончил работать над чем-то, а уже вижу его превью по телевизору.
Я так поняла, что в основном это будет оммаж к фильму «Звонок».
О, правда? Я по какой-то причине эту неделю отдыхаю. У меня куча всяческих дел, так что я бываю очень благодарен, когда появляется возможность немного сбавить обороты и перевести дух. Когда серии идут подряд одна за другой, мне приходится работать по семь дней в неделю, так что приятно иногда и передохнуть.
Поскольку последней темой в нашем журнале была тема о любимых вещах, я хотела бы спросить, есть ли у вас любимые сериалы, фильмы, книги и так далее.
Я особо не смотрю телевизор, потому что у меня нет на это времени. А если бы было, то я бы смотрел «Ходячую мертвечину», это уж точно, ну и еще подсел бы на что-нибудь типа «Родины» (Homeland). Я еще хочу посмотреть «Карточный дом» (House of Cards) и все кабельные сериалы, о которых идет хорошая молва. Но вообще я смотрю в телевизор весь день, так что, когда я прихожу домой, мне этого уже делать не хочется. У меня дома пара детишек, так что я предпочитаю проводить время с ними. И мне хочется заниматься с ними чем-то, что не имеет отношения к ТВ.
Есть ли что-нибудь, о чем вы хотели бы сообщить нашим читателям?
Я только что начал работать над новым проектом – сериалом «Полицейский из Беверли Хиллз» (Beverly Hills Cop). Пока есть только пилот. Если его примут, сериал пойдет на канале CBS. В нем снова играет Эдди Мерфи. Он сыграет ту же роль, что и в одноименном фильме, но сериал будет в основном сфокусирован на его сыне.
И вы по-прежнему останетесь работать в «Касле»…
Я никогда не брошу «Касл». Передайте мою огромную любовь поклонникам сериала. Ради вас это всё того стоит.
читать дальшеВ популярном детективном сериале «Касл» на канале АВС Натан Филлион в роли писателя Ричарда Касла и Стана Катик в роли детектива Кейт Бекетт составляют один из ведущих телевизионных дуэтов по борьбе с преступностью. И в течение всех пяти сезонов композитор Роберт Дункан пишет музыку к каждой серии этого шоу, которое выходит на экраны вечером по понедельникам. Все это время Дункан продолжает покорять зрителей своей музыкальной магией, которая придает особое настроение трогательным сценам на протяжении сериала.
Для тех из вас, кто не в курсе: Касл и Бекетт в настоящий момент находятся в отношениях, которые бурно начались в финале прошлого сезона под волнующую мелодию Дункана “I Just Want You” («Все, чего я хочу – это ты»


Можете ли вы рассказать нам своими словами, чем именно вы занимаетесь и как начали работать в «Касле»?
Я композитор. Я начал писать музыку еще в старших классах школы, и тогда же решил сделать это своей профессией. Я уехал учиться на музыканта в университет Йорк в Торонто. Где-то лет через пять после его окончания я решил пройти стажировку у некоторых канадских композиторов, и это был для меня очень ценный опыт, поскольку до этого я практически не представлял себе, как и чем именно зарабатывают на жизнь те, кто пишет музыку. И хотя я начинал буквально с того, что поливал им цветы, я все равно имел возможность наблюдать, как и где они получают работу, как выстраивают свой рабочий график… Потом я принял решение переехать в Лос Анджелес. Это было в 2001 году. Здесь я сперва тоже поработал на подхвате у парочки композиторов, а потом мне досталась моя первая самостоятельная работа, в сериале «Баффи, истребительница вампиров». Меня наняли писать музыку к 7-му сезону. До этого мне случалось писать музыку к отдельным сериям, но никогда еще не доводилось работать самостоятельно над целым сезоном. Что было здорово в «Баффи», так это то, что сериал этот уже действовал как хорошо смазанный механизм. Мне просто оставалось наблюдать и учиться у людей вокруг меня тому, как делать свою работу наилучшим образом. С «Баффи» начались мои отношения с компанией «20-й век Фокс», которая продюсировала этот сериал. Так что это я сочинял музыкальный фон к тому дьявольскому священнику, которого играл в «Баффи» Натан Филлион, и мне было очень приятно снова увидеть его лицо на экране, когда появился «Касл». А с «Каслом» получилось так, что музыкальный отдел канала АВС был уже знаком с моими предыдущими работами, и они предложили мою кандидатуру в качестве хорошего варианта продюсеру Лори Закс и создателю сериала Эндрю Марлоу, когда шоу было еще на стадии создания пилотной серии.
А оказывают ли актеры какое-либо влияние на то, какой получается музыка?
Нет, тут у каждого своя сфера деятельности и они сильно разделены, особенно на телевидении. Все происходит очень быстро. Пока один режиссер снимает одну серию, другой режиссер уже готовится к съемкам следующей. Отснятый материал поступает в отдел пост-продакшн, и это тоже свой отдельный, особый мир. А отдел производства тем временем продолжает снимать. То есть, все заняты своим участком работы. Единственные люди, которые пересекают все эти границы и общаются со всеми отделами – это продюсеры. Они несут ответственность за весь сериал в целом. От них мне и поступают указания и пожелания. А сам я на съемочной площадке бываю очень редко. Хотя вот сегодня я там как раз побывал, на праздновании 100-й серии.
Я это видела! Как все прошло?
Это было замечательно. Я бываю в тех краях каждую неделю на координационных совещаниях – где я встречаюсь с режиссером очередной серии и продюсерами, иногда к нам присоединяется еще и сценарист, а также с музыкальным редактором, начальником музыкального отдела и редактором. На этих встречах мы обсуждаем, как будут смонтированы сцены, где нужно музыкальное сопровождение и какое, где музыка будет начинаться и где заканчиваться, и т.д. – но все равно очень приятно было прогуляться по собственно 12-му участку. Исполнительным продюсером «Касла» является Роб Боуман, он же еще и режиссер большого числа «важных»
эпизодов.
У них, похоже, тесно сплоченная команда: Роб Боуман, Эндрю Марлоу и Терри Миллер. Фаны их очень любят.
Да, правильно. Терри, правда, в этом сезоне почти не писала. Она взяла что-то вроде тайм-аута. Но она стала соавтором Эндрю на 100-ю серию.
Как вы работали над композицией «I Just Want You»? Вы с самого начала знали, что хотите в этой сцене именно такую мелодию?
Сцене очень тяжело существовать без музыки. Когда мы монтируем такой сериал, как «Касл», редактор всегда накладывает на изображение «временную» музыку – это обычно либо отрывки из моих прежних композиций, либо музыка из фильмов. Прежде, чем я начну сочинять музыку к серии, я должен дождаться окончания монтажа, чтобы увидеть, как эта серия в окончательном виде будет выглядеть на экране. Интересно, что в сцене поцелуя редактор пустил временным фоном ту музыку, которую я написал для сцены гибели Монтгомери в самолетном ангаре. Вместо того, чтобы наложить на эту сцену какую-нибудь милую романтичную мелодию, они выбрали музыку, в которой звучала драма и выстрелы. И я тогда задумался над этим, и мне показалось любопытным, что они
Интересно. Знаете, до того, как Касл и Бекетт стали парой, мне всегда казалось, что им подойдет что-нибудь вроде песни “Power” Канье Уэста. Не в плане слов, но в плане музыкального фона.
В ней чувствуется нужный «нерв», да. Мне тоже нравится эта песня, она замечательная. Ее использовали в трейлере сериала, над которым я работал, под названием The Chicago Code.
Теперь я просто не могу себе представить никакой другой музыки в этой сцене. Вы еще как-то говорили, что вы сочинили эту музыкальную тему во время работы над серией “Always”. А можем ли мы услышать какие-то ее вариации в других сериях? Или она полностью новая и появилась только в Always”?
Нет, она не полностью новая. Еще с пилота продюсеры считали, что одним из главных музыкальных инструментов для Бекетт должно стать фортепьяно, так как в нем чувствуется классика, утонченность и стиль. Инструменты Касла – африканские керамические барабаны, или мандолина – когда Касл попадает в очередную переделку. То есть, его инструменты немного причудливые, странные. Так развивались и их музыкальные темы. Так что музыка эта не возникла ниоткуда. У Бекетт и раньше была фортепьянная тема, которую я назвал бы родственной той мелодии, которая прозвучала в “Always”. Когда Касл начал расследование дела матери Бекетт, в одной из ее тем появилась эта нерешительная, повторяющаяся фортепьянная нота. И когда я написал музыку к сцене поцелуя, Эндрю сказал мне, что ему очень понравилось возникшее у него ощущение, будто я подвел итоги прошлому Бекетт и одновременно вывел его на новую территорию. В этой музыке сохранилось то, что составляло сущность ее персонажа, и что привело ее к этому порогу.
Мы еще услышим эту тему в будущих сериях?
Да. Непременно. Это их тема. И мне она не надоедает.
Я не уверена, что она хоть кому-то надоедает. А у других героев есть свои темы, может, у каких-то второстепенных персонажей?
Не у всех есть своя особая мелодия. Иногда Эндрю говорит мне: «О, вот этот инструмент как раз подходит для этого персонажа», или что-нибудь в этом роде. Для Алексис, я бы сказал, у нас преобладает фортепьяно. А вот у Марты нет какого-то специфического инструмента. В темах для Райана и Эспозито я часто использую электропиано. Но это не тот сериал, где каждого героя сопровождает своя конкретная тема. Музыка звучит общим фоном, но иногда для каких-то персонажей определенные инструменты кажутся наиболее подходящими.
По поводу “I Just Want You,” на Ютубе ходит клип с выдранной из него музыкальной дорожкой, то есть там можно услышать только актеров, играющих эту сцену – их дыхание, звуки поцелуев. И у меня возникло неловкое ощущение, будто я подглядываю за ними как за реальными людьми, а не смотрю телевизионное шоу.
Даже на этапе монтажа редакторы монтажа сразу чувствуют, какие сцены не имеет смысла пускать без музыки. Некоторые сериалы обходятся совсем без музыки, а в некоторых музыкальный фон звучит практически постоянно. В «Касле» музыки очень много, но она не звучит непрерывно, с первой минуты до последней. Они придерживаются определенной формулы. Сериал без рекламы длится 42 минуты. На наших координационных совещаниях продюсеры всегда спрашивают у меня, какой длины саундтрек я планирую написать для того или иного эпизода, по времени. Обычно музыкальное сопровождение, которое длится дольше 32-33 минут, считается уже излишне долгим. И если во время финального прогона серии – уже непосредственно перед показом ее в эфире – они чувствуют, что музыки в ней слишком много, то могут часть просто убрать.
Я знаю, что в некоторых сериалах, таких, как «Американская история ужасов» или «Аббатство Даунтон» музыка играет огромную роль, почти как еще один персонаж.

Знаете, мне тоже доводилось слышать мнение, что музыка-де – еще один персонаж. Я об этом долго размышлял, и я сказал бы, что музыка оказывает влияние на общую атмосферу и характер сериала. Мне доводилось работать над двумя сериалами одновременно: над сериалом «Подразделение» (The Unit), это такой военный сериал, и над «Каслом». И каждый раз, когда я переходил от одной работы к другой, мне мне приходилось полностью «переключать передачу». Мне нужно было полностью менять тональность и аранжировку, потому что у каждого сериала свое лицо. И музыка является неотъемлемой частью его, сериала, индивидуальности. Я не знаю, можно ли считать ее отдельным персонажем, потому что она в каком-то смысле является частью всех персонажей. Но ее присутствие, безусловно, ощущается и оказывает сильное влияние, возможно, идентичное тому, какое оказывал бы еще один персонаж. Но она не рассчитана на то, чтобы ее замечали так, как замечают персонажей. И частью моей задачи является умение манипулировать зрителем и не попасться на этом. Если я, скажем, хочу заставить вас что-то почувствовать, то гораздо эффективнее сделать это, заставив вас поверить, что вы это чувствуете по собственному выбору. Если я стану слишком агрессивно вам что-то навязывать и пытаться делать это слишком очевидно, то потеряю свое влияние. Кроме того, это воздействует и на «музыкальную моду» в саундтреках. Если мы слишком привыкаем к тому, что во время появления плохого парня звучит определенная музыка, я ее несколько видоизменю, чтобы она не была столь очевидной. Ну и, кроме того, какие-то музыкальные предпочтения есть и у режиссеров. К примеру, некоторые из них любят мелодии, мелодичную музыку. Другие же считают, что это уже несколько старомодно. В случае с «Каслом», Роб Боуман (главный режиссер и исполнительный продюсер) очень не любит традиционные струнные инструменты. Хотя и делает определенные исключения. Жутковатый звук скрипки? Нет проблем. Низкие струнные? Отлично. Но, как он говорит – и в этом есть своя правда – струнные и скрипки обычно являются базовыми для саундтреков, и ему кажется, что через определенное время слушатель может от них уставать. И это ставит меня перед проблемой, чем же их заменять. Потому что, честно говоря, со струнными ничего не сравнится. Знаете, этот удивительный феномен, когда в одном помещении собирается 50 или более музыкантов-струнников, и они играют различными вибрато, и в воздухе возникает эта особая магия – я не думаю, что с ней что-либо может сравниться.
Мне кажется, вторая половина этого сезона обещает быть замечательной. И я подозреваю, что мы доберемся до 100-й серии, а потом начнется такое, что все станут с ума сходить!
Верно. Пока что это мой любимый сезон. Мне кажется, они все сейчас в превосходной форме – и сценаристы, и режиссеры. Все.
И мне думается, что фаны откликаются на это своей активностью в голосованиях, к примеру, на том же «Пиплз Чойс». Мы стали свидетелями того, как этот «маленький сериал, который смог», совершил настоящий прорыв.
Да, у меня тоже такое ощущение, что это «маленький сериал, который смог». Когда я смотрел пилот, то не был уверен, в каком направлении он будет развиваться дальше. И я отдаю должное Эндрю и Робу за то, как уверенно они встали у руля, ну и АВС. Там было много разных факторов, сыгравших свою роль. Но я побывал на многих сериалах, которые просуществовали только 13 серий или только один полный сезон, и потом были закрыты. Так что я действительно очень счастлив видеть, как этот сериал продолжает свою жизнь.

Я смотрела один из бонусов на DVD 4-го сезона, где показали, как вы пишете музыку к прошлогодней двухсерийке («Пандора»/»Стержень»
, тот момент, когда Касла и Бекетт сталкивают в Гудзон. Вы там использовали довольно интересные инструменты...
Если я использую какие-то странные инструменты соло, то, как правило, для создания камерного, интимного сопровождения, но в «Касле» мне часто бывает нужно создать и более масштабный звук. Вместо настоящего оркестра я использую библиотеки сэмплов. Часто для сольных партий я использую настоящие инструменты – все что угодно, от рояля до тайко (японского барабана), от трассы кондиционера до всякого железного мусора, который я нахожу на ближайшей помойке. Практически на каждую минуту музыкального сопровождения у меня подчас уходило около трех часов, в течение которых я просто сидел здесь и пялился на экран. Обычно я сперва набрасываю предварительный план музыкального оформления сцены в моей аппаратной, затем записываю себя, импровизируя, в студии, чтобы добавить органичные детали. И все это время я думаю: «Что я должен заставить зрителей почувствовать в этой сцене?» И как только я это понимаю, мне остается лишь найти, как подвести их к этому. И если это, допустим, грустная сцена, где вам нужно заплакать, я должен заставить себя заплакать, иначе, как я чувствую, если это не сработает для меня, то не сработает и для вас.
У меня вообще такое ощущение, что музыка в фильмах и сериалах заставляет меня плакать сильнее, чем собственно сюжет.
Интересный фильм, который, как мне кажется, может послужить идеальным примером того, как музыка может заставить вас плакать - «Титаник». Когда вы шли смотреть «Титаник», вам наверняка советовали запастить пакетом бумажных салфеток. И я думаю, что на самом деле главную роль в этом сыграл Джеймс Хорнер (композитор «Титаника»
. Один из ключевых моментов, который они сделали правильно – они выждали. Они позволили истории, персонажам и всей этой ситуации подвести вас к нужной эмоциональной точке, на грани слез, а затем выплеснули на вас эту музыку. К этому моменту все ваши чувства уже изрядно ослабели и тут же сдались. А если бы они начали с музыки, которая подсказывала бы вам, как и что чувствовать, не возникло бы такого же эффекта. Мне кажется, лучше предоставить «вести» зрителя всему остальному. Если музыкальное сопровождение слишком доминирует, оно часто оказывается менее эффективным.
А у вас есть любимые саундтреки?
Да, конечно. Огромное количество. Мне нравится много всякой музыки. Мне всегда казался очень талантливым Кристоф Бек (Pitch Perfect, The Muppets). Он был одним из композиторов, начинавших работать над «Баффи». Мне нравится музыка Трента Резнора и Аттикуса Росса («Социальная сеть»
. Кого-то удивляло, что такая музыка могла получить «Оскар», но мне показалось, что это вполне заслуженно.
В этом году победила «Жизнь Пи».
О да. Майкл Данна замечательный композитор.
Мне понравилась музыка к фильмам «Любовь» и «Линкольн». Но эти саундтреки очень отличались от «Жизни Пи». Там были такие длинные, драматичные оркестровки.
Мне думается, в Академии приветствуют то, что может привнести в идею музыкального сопровождения нечто новое. Они часто номинируют и награждают композиторов, которые работают в других жанрах, к примеру, таких, как Тан Дун с его музыкой к «Крадущемуся тигру, затаившемуся дракону». Трент Резнер тоже некоторых удивил. Мне еще кажется, что Тайлер Бейтс написал замечательную музыку к фильму «300». Мне нравится Говард Шор («Властелин колец», «Хьюго»
. В «Матрице» была очень своеобразная музыка, которая оказала большое влияние после того, как фильм вышел. Мне также нравятся и старые, классические саундтреки. Народ тогда умел писать очень красивые любовные темы. Мне нравится Джеймс Ньютон Ховард («Деревня», «Голодные игры»
.
Возвращаясь к «Каслу» - продлят ли его на 6-й сезон?
Я буду крайне шокирован, если не продлят. Но они всегда тянут до самого последнего момента. Надеюсь, они объявят нам о раннем продлении, но на носу период просмотра пилотных серий новых сериалов. А когда к концу апреля они их отсмотрят, то начнут планировать сетку программ на осень, и будет это не раньше мая. Так что они обычно сперва ждут, что им предложит отдел, отвечающий за выпуск пилотных серий. Но я более чем уверен, что «Касл» продлят.
Он показывает очень неплохие цифры, особенно эти февральские серии, которые только что прошли. Я с нетерпением жду следующего сезона, потому что – ну сколько еще испытаний должны пройти их отношения? Думаю, большую часть фанов просто хватит коллективный сердечный удар, если герои разойдутся. Так что сюжетная линия скорее всего должна будет пойти в направлении «предложения» и «свадьбы».
Я так далеко не загадываю. И я действительно не знаю, что именно они (сценаристы) планируют. Иногда я им говорю: «Но мне же нужно знать, какую именно музыку прописывать этому персонажу», и тогда мне удается выжать из них какую-то информацию. Но они действительно очень тщательно охраняют свои секреты.
Это все равно как фаны тогда спрашивали Эндрю Марлоу, будут или не будут Касл и Бекетт вместе. На самом деле был возможен только один ответ, потому что иначе это был бы не сериал, а сплошное разочарование. Так что и сейчас я вижу только одно возможное дальнейшее развитие событий, и для этих грядущих моментов ведь тоже нужна будет музыка…
Ну да, если что-то в этом роде действительно случится – хотя, разумеется, я понятия не имею, в каком направлении будет развиваться сериал. Все, что я знаю, пока что заканчивается серией 5х17. Тем не менее, в этом случае моей отправной точкой стала бы тема «Каскетт» и ее дальнейшее развитие куда-то дальше. Но иногда какие-то концепты и идеи просто сочиняются сами собой. И ты не знаешь, подойдут ли они, пока не попробуешь. Если музыка хорошая, то она ляжет, как надо.
Мне представляется, что музыка будет становиться все более зрелой и серьезной по мере того, как становятся все более зрелыми их отношения. Ведь первый и второй сезоны отличаются от четвертого и пятого. И если нам повезет, то шестой и седьмой сезоны будут также отличаться от предыдущих.
Я ведь тут, как и вы, в качестве наблюдателя. Я буквально на неделю-другую впереди вас. Для меня задача музыки состоит не в том, чтобы что-то интеллектуализировать. В ней просто существует некий триггер, который заставляет вас чувствовать комфорт или дискомфорт, уверенность или неуверенность, надежду или печаль. К примеру, мне кажется, что если добавить басы, то появляется ощущение, что мы куда-то движемся, к какому-то разрешению. В них есть ощущение итогов и ответов. А высокие ноты больше похожи на знаки вопроса. Иногда Эндрю говорит, что ему нравится, как временами какая-то музыкальная фраза остается без разрешения диссонанса. И, между прочим, тему “I Just Want You” я сперва тоже не стал полностью разрешать тем финальным аккордом, оставляя музыкальную фразу как бы повисшей в воздухе. Но Эндрю сказал, что ему хотелось бы почувствовать здесь что-то окончательное в момент, когда они уходят вместе, рука в руке. Ему нужно было здесь завершение. Так что в результате я его добавил, этот мощный мажорный аккорд, и закончил пьесу на нем. И вот такие маленькие штрихи, они говорят нам о том, что мы движемся, или подсказывают ответ. В школе нам рассказывали, что Джон Уильямс выбрал низкие ноты для темы акулы в «Челюстях», потому что наш мозг сигнализирует нам, что более низкие и глубокие звуки исходят от крупных объектов. И мы можем почувствовать по этим звукам, что это большая акула. И у самой акулы тоже есть голос. Тему «Челюстей» невозможно сыграть на флейте-пикколо. Так что тут есть и определенные элементы подсознательного, которые я тоже использую.

Если я использую какие-то странные инструменты соло, то, как правило, для создания камерного, интимного сопровождения, но в «Касле» мне часто бывает нужно создать и более масштабный звук. Вместо настоящего оркестра я использую библиотеки сэмплов. Часто для сольных партий я использую настоящие инструменты – все что угодно, от рояля до тайко (японского барабана), от трассы кондиционера до всякого железного мусора, который я нахожу на ближайшей помойке. Практически на каждую минуту музыкального сопровождения у меня подчас уходило около трех часов, в течение которых я просто сидел здесь и пялился на экран. Обычно я сперва набрасываю предварительный план музыкального оформления сцены в моей аппаратной, затем записываю себя, импровизируя, в студии, чтобы добавить органичные детали. И все это время я думаю: «Что я должен заставить зрителей почувствовать в этой сцене?» И как только я это понимаю, мне остается лишь найти, как подвести их к этому. И если это, допустим, грустная сцена, где вам нужно заплакать, я должен заставить себя заплакать, иначе, как я чувствую, если это не сработает для меня, то не сработает и для вас.
У меня вообще такое ощущение, что музыка в фильмах и сериалах заставляет меня плакать сильнее, чем собственно сюжет.
Интересный фильм, который, как мне кажется, может послужить идеальным примером того, как музыка может заставить вас плакать - «Титаник». Когда вы шли смотреть «Титаник», вам наверняка советовали запастить пакетом бумажных салфеток. И я думаю, что на самом деле главную роль в этом сыграл Джеймс Хорнер (композитор «Титаника»

А у вас есть любимые саундтреки?


В этом году победила «Жизнь Пи».
О да. Майкл Данна замечательный композитор.
Мне понравилась музыка к фильмам «Любовь» и «Линкольн». Но эти саундтреки очень отличались от «Жизни Пи». Там были такие длинные, драматичные оркестровки.
Мне думается, в Академии приветствуют то, что может привнести в идею музыкального сопровождения нечто новое. Они часто номинируют и награждают композиторов, которые работают в других жанрах, к примеру, таких, как Тан Дун с его музыкой к «Крадущемуся тигру, затаившемуся дракону». Трент Резнер тоже некоторых удивил. Мне еще кажется, что Тайлер Бейтс написал замечательную музыку к фильму «300». Мне нравится Говард Шор («Властелин колец», «Хьюго»


Возвращаясь к «Каслу» - продлят ли его на 6-й сезон?
Я буду крайне шокирован, если не продлят. Но они всегда тянут до самого последнего момента. Надеюсь, они объявят нам о раннем продлении, но на носу период просмотра пилотных серий новых сериалов. А когда к концу апреля они их отсмотрят, то начнут планировать сетку программ на осень, и будет это не раньше мая. Так что они обычно сперва ждут, что им предложит отдел, отвечающий за выпуск пилотных серий. Но я более чем уверен, что «Касл» продлят.
Он показывает очень неплохие цифры, особенно эти февральские серии, которые только что прошли. Я с нетерпением жду следующего сезона, потому что – ну сколько еще испытаний должны пройти их отношения? Думаю, большую часть фанов просто хватит коллективный сердечный удар, если герои разойдутся. Так что сюжетная линия скорее всего должна будет пойти в направлении «предложения» и «свадьбы».
Я так далеко не загадываю. И я действительно не знаю, что именно они (сценаристы) планируют. Иногда я им говорю: «Но мне же нужно знать, какую именно музыку прописывать этому персонажу», и тогда мне удается выжать из них какую-то информацию. Но они действительно очень тщательно охраняют свои секреты.
Это все равно как фаны тогда спрашивали Эндрю Марлоу, будут или не будут Касл и Бекетт вместе. На самом деле был возможен только один ответ, потому что иначе это был бы не сериал, а сплошное разочарование. Так что и сейчас я вижу только одно возможное дальнейшее развитие событий, и для этих грядущих моментов ведь тоже нужна будет музыка…
Ну да, если что-то в этом роде действительно случится – хотя, разумеется, я понятия не имею, в каком направлении будет развиваться сериал. Все, что я знаю, пока что заканчивается серией 5х17. Тем не менее, в этом случае моей отправной точкой стала бы тема «Каскетт» и ее дальнейшее развитие куда-то дальше. Но иногда какие-то концепты и идеи просто сочиняются сами собой. И ты не знаешь, подойдут ли они, пока не попробуешь. Если музыка хорошая, то она ляжет, как надо.
Мне представляется, что музыка будет становиться все более зрелой и серьезной по мере того, как становятся все более зрелыми их отношения. Ведь первый и второй сезоны отличаются от четвертого и пятого. И если нам повезет, то шестой и седьмой сезоны будут также отличаться от предыдущих.
Я ведь тут, как и вы, в качестве наблюдателя. Я буквально на неделю-другую впереди вас. Для меня задача музыки состоит не в том, чтобы что-то интеллектуализировать. В ней просто существует некий триггер, который заставляет вас чувствовать комфорт или дискомфорт, уверенность или неуверенность, надежду или печаль. К примеру, мне кажется, что если добавить басы, то появляется ощущение, что мы куда-то движемся, к какому-то разрешению. В них есть ощущение итогов и ответов. А высокие ноты больше похожи на знаки вопроса. Иногда Эндрю говорит, что ему нравится, как временами какая-то музыкальная фраза остается без разрешения диссонанса. И, между прочим, тему “I Just Want You” я сперва тоже не стал полностью разрешать тем финальным аккордом, оставляя музыкальную фразу как бы повисшей в воздухе. Но Эндрю сказал, что ему хотелось бы почувствовать здесь что-то окончательное в момент, когда они уходят вместе, рука в руке. Ему нужно было здесь завершение. Так что в результате я его добавил, этот мощный мажорный аккорд, и закончил пьесу на нем. И вот такие маленькие штрихи, они говорят нам о том, что мы движемся, или подсказывают ответ. В школе нам рассказывали, что Джон Уильямс выбрал низкие ноты для темы акулы в «Челюстях», потому что наш мозг сигнализирует нам, что более низкие и глубокие звуки исходят от крупных объектов. И мы можем почувствовать по этим звукам, что это большая акула. И у самой акулы тоже есть голос. Тему «Челюстей» невозможно сыграть на флейте-пикколо. Так что тут есть и определенные элементы подсознательного, которые я тоже использую.

В начале нашего разговора вы сказали, что вы существуете в своем мире, а актеры – в своем. Но вы с ними как-то общаетесь на темы музыкального сопровождения?
Была пара-тройка случаев, когда я работал напрямую с актерами. Первое, что я сделал после пилотной серии, – написал песню для Касла. Она была очень похожа на его «супергеройскую» тему (подумайте, фаны – «Па-на-на-на-на-на» вам ничего не напоминает?). И одним моих самых любимых моментов был тот, когда мне довелось оркестрировать партию Касла, который пел под этот мотив. Примерно в это же время я пытался определить, какой будет главная тема «Касла» как сериала. Для пилота у меня не было открывающей мелодии – многие пилотные серии еще не имеют своей постоянной темы. И одной из моих идей было заставить Натана Филлиона спеть песню под открывающие титры. Но, как выразился Роб Боуман, Касл может опошлить все что угодно. Так что я решил, что он будет просто подпевать мелодии, ну, знаете, в стиле «бум-чакалака». И когда я принес этим этот вариант, то сказал: «Либо он вам очень понравится, либо не понравится категорически». И оказалось, что он им понравился. Но в итоге он не понравился АВС, так что его так и не утвердили. Но я записал его с Натаном. Я также немного поработал с Мартой (Сьюзан Салливан). Она пела песню в одной из первых серий, и я работал с ней по телефону, потому что на тот момент они еще снимали в Нью-Йорке, а не в Лос Анджелесе.
А что насчет «Голубой бабочки»? Моей бабушке 87 лет, и она сказала, что это было самое реалистичное изображение 40-х годов, которое она видела.
Я прослушал много музыки к старым кинофильмам и провел кое-какие исследования. Если говорить о тогдашней музыкальной моде, мне нужно было войти в этот стиль. Они тогда действительно знали, как делать драматичную музыку эффектной и насыщенной.
Особенно в финале.
Точно. В самом последнем кадре всегда нагонялся определенный драматизм. Кстати, я там тоже появляюсь, в этой серии. Они сделали из меня музыканта за фортепьяно. Помнится, я пришел в тот ночной клуб, где мы снимали, в 4 вечера, а закончились съемки в 4:30 утра. Так что это был тот еще опыт. И было очень интересно окунуться в тот мир. Я-то обычно подключаюсь уже на этапе пост-продакшн. Продюсеры и режиссеры говорят мне, когда наблюдают, как я накладываю звук, что я выстраиваю музыку так же, как они выстраивают картинку – по частям.
А это вы работали с Тамалой Джонс, когда она записывала для этой серии песню «Приходит любовь»?

Я читала, что она очень нервничала, но спела она прекрасно.
Она замечательная. Интересно было наблюдать за кем-то, кто так естественно чувствует себя перед камерой, и так нервничает, оказавшись в студии. Со мной было то же самое: я был в легком ужасе. Мне сперва казалось, что мне просто нужно будет склонить голову вниз и сделать вид, что я играю. Но когда я пришел на съемочную площадку, то увидел, что они устанавливают камеры так, чтобы взять крупным планом мои пальцы. И вот тут у меня сердце и заколотилось. То есть, я знал, что мне нужно выучить эту пьесу, но теперь мне надо было выучить ее по-настоящему хорошо. Но в итоге все получилось нормально. Я был в кадре всего несколько секунд в самом начале серии и еще в одном моменте.

И вам пришлось надеть костюм?
Они мне еще и волосы подстригли. Выбрили с боков. Зачесали их назад с бриолином. Я просил сделать меня несколько более крутым, но не тут-то было...
А есть ли еще какие-то особенные серии, которые по каким-то причинам вам запомнились?
Работать в этом сериале – такое удовольствие, и в том числе еще и потому, что в нем есть разнообразие. И я понятия не имею, будет ли очередная серия легкой или серьезной. Иногда в нем попадаются сюжеты эпического, кинематографического размаха.
Наша следующая серия будет оммажем к фильмам ужасов. Там будет «проклятый DVD».
Значит, моя следующая рабочая встреча будет по поводу ужастика. Последнее, над чем я работал – это та серия, которую вы видели последней.
Да? А мы уже видели превью следующей.
У меня всегда появляется такое странное ощущение под ложечкой, когда я еще и близко не закончил работать над чем-то, а уже вижу его превью по телевизору.
Я так поняла, что в основном это будет оммаж к фильму «Звонок».
О, правда? Я по какой-то причине эту неделю отдыхаю. У меня куча всяческих дел, так что я бываю очень благодарен, когда появляется возможность немного сбавить обороты и перевести дух. Когда серии идут подряд одна за другой, мне приходится работать по семь дней в неделю, так что приятно иногда и передохнуть.
Поскольку последней темой в нашем журнале была тема о любимых вещах, я хотела бы спросить, есть ли у вас любимые сериалы, фильмы, книги и так далее.
Я особо не смотрю телевизор, потому что у меня нет на это времени. А если бы было, то я бы смотрел «Ходячую мертвечину», это уж точно, ну и еще подсел бы на что-нибудь типа «Родины» (Homeland). Я еще хочу посмотреть «Карточный дом» (House of Cards) и все кабельные сериалы, о которых идет хорошая молва. Но вообще я смотрю в телевизор весь день, так что, когда я прихожу домой, мне этого уже делать не хочется. У меня дома пара детишек, так что я предпочитаю проводить время с ними. И мне хочется заниматься с ними чем-то, что не имеет отношения к ТВ.
Есть ли что-нибудь, о чем вы хотели бы сообщить нашим читателям?
Я только что начал работать над новым проектом – сериалом «Полицейский из Беверли Хиллз» (Beverly Hills Cop). Пока есть только пилот. Если его примут, сериал пойдет на канале CBS. В нем снова играет Эдди Мерфи. Он сыграет ту же роль, что и в одноименном фильме, но сериал будет в основном сфокусирован на его сыне.
И вы по-прежнему останетесь работать в «Касле»…
Я никогда не брошу «Касл». Передайте мою огромную любовь поклонникам сериала. Ради вас это всё того стоит.
@темы: ссылки, на съемочной площадке, Castle/Касл, интервью